94 100 13

Инфраструктура как вакцина от кризиса

12350
7 минут

Экономика России в результате эпидемии COVID-19 получила серьёзный и болезненный удар, который сказался практически на всех отраслях

Инфраструктура как вакцина от кризиса

Поделиться

Экономика России в результате эпидемии COVID-19 получила серьёзный и болезненный удар, который сказался практически на всех отраслях. Ростовская область не стала исключением: падение предпринимательской активности ощутили на себе все. Один из очевидных путей минимизации ущерба и создания основы для дальнейшего роста — развитие инфраструктурных проектов, повышающих потенциал развития Дона

Выход из кризиса, в который ввергла экономику эпидемия нового коронавируса — дело времени, но очевидно, что власти должны прилагать все усилия для облегчения его последствий. Донское правительство уже ввело целый ряд инициатив как социального, так и экономического характера. Они помогают дончанам и донскому бизнесу пережить сложные времена, но обеспечить дальнейший рост экономики региона призваны крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются в регионе при содействии правительства.

Ростов-на-Дону исторически получил развитие благодаря своему удобному с точки зрения логистики расположению, став важным торговым городом и транспортным хабом. И по сей день именно этот аспект играет в экономике региона важнейшую роль: именно в этом секторе реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты, касающиеся всех основных видов транспорта. Ведь удобная логистика — это больше возможностей для развития.

Багаевский гидроузел расширит грузопоток

Один из крупнейших инфраструктурных проектов региона, стоимость которого, по оценкам 2020 года, превысила 21 млрд рублей, реализуется на Дону с 2016 года. Его заказчиком выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Строительство такого объекта планировалось ещё в послевоенные годы — уже тогда было понятно, что Волго-Донской водный путь, который является одной из самых загруженных речных магистралей страны, нуждается в расширении пропускной способности. Однако долгое время начало работ откладывалось, и уже в XXI веке стало очевидно, что Дон мельчает. Проблема оказалась особенно заметна на участке между Кочетовским гидроузлом и Аксаем, который стал серьёзно ограничивать пропускную способность реки, делая судоходство недостаточно безопасным. В 2018 году в регионе приступили к строительству Багаевского низконапорного гидроузла, который предполагает увеличение глубины реки ниже Кочетовского гидроузла до 4 м.

Конечно, реализация столь крупной задачи — процесс сложный: прежде чем приступить непосредственно к этапу строительства основных гидротехнических сооружений, необходимо было произвести множество изысканий и исследований, которые дали бы обоснование эффективности и безопасности проекта. Чтобы проверить безопасность и эксплуатационные параметры, проводились также и модельные испытания объекта (была построена модель в масштабе 1:100). Отрабатывались, в числе прочего, и возможные способы противостояния паводкам.

Проект был подвергнут серьёзной экспертизе — как обязательной государственной, так и двум независимым экологическим, и успешно их прошёл, что подтверждает его экологическую безопасность и соответствие государственным нормативам.

Весной 2018 строительство объекта стартовало — начались работы по подготовке площадки, включая создание резервного судоходного пути, который мог бы взять на себя трафик на время основного цикла работ, строительного причала, подведению электроснабжения, подготовке к строительству административных объектов, а также многое другое. Территория будущего гидроузла была должным образом расчищена, в том числе и от опасного «эха войны» — в числе прочего были подняты со дна и переданы музейному комплексу «Самбекские высоты» остатки двух военных катеров 1125-й Азовской военной флотилии, затопленных во время Великой Отечественной войны.

К настоящему моменту все строительно-монтажные работы подготовительного этапа строительства уже завершены, и в ближайшее время начнётся основная работа. Предстоит построить судоходный шлюз, водосбросную и земляную плотины, задача которых — обеспечить необходимые уровни воды, провести работы по углублению и спрямлению отдельных участков русла. Уже объявлен конкурс, в ходе которого предстоит определить генерального подрядчика этого масштабного строительства; как ожидается, проект будет завершён в 2023 году, что откроет региону новые возможности для перевозок водным транспортом.

«Железные» проекты

Важнейшее направление развития для транспортной системы региона — железная дорога. По сведениям РЖД, за последние пять лет в развитие железнодорожной системы Ростовской области было инвестировано более 42 млрд рублей — поистине огромная сумма, которая позволила реализовать ряд важных проектов.

В их числе, например, реконструкция участка Морозовская — Волгодонская, в рамках которой на участке 90 км были восстановлены пути, а на станциях Кумшалек, Кутейниковская и Черкасская была модернизирована система управления движением, что потребовало установки около 140 светофоров и укладки более 300 км кабеля. Эта работа позволила нарастить пропускную способность участка до 25 пар поездов в сутки и разгрузить направление Лихая — Ростов, переключив часть транзитного потока на восстановленный участок.

Руководство РЖД решило расконсервировать участок, во-первых, в связи с необходимостью расширения пропускной способности магистралей на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, а во-вторых, в связи с ростом пассажиропотока к черноморским здравницам.

Грузовое движение на участке открылось в 2017 году, а с 28 июня нынешнего года, после 23-летнего перерыва, возобновились и пассажирские перевозки через станцию Волгодонская. Участок был законсервирован в 2001 году, а пассажирские перевозки на нём прекратились ещё раньше, в 1997 году.

Однако развитие железных дорог Ростовской области на этом не прекращается. В 2020 году, как сообщают РЖД, в развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры региона планируется вложить порядка 11 млрд рублей.

М4 встала на повестку

Федеральная трасса М4 «Дон» — без преувеличения, одна из важнейших автотранспортных артерий страны. Однако в связи с ростом объёма грузоперевозок и популярности внутреннего автотуризма в направлении черноморского побережья и других кавказских курортов, сегодняшней пропускной способности явно не хватает. «Магистраль уже давно исчерпала свою пропускную способность, — отмечал донской губернатор Василий Голубев. — Сейчас на отдельных её участках интенсивность движения при пиковых нагрузках составляет 117 тысяч автомобилей в сутки при нормативной не более 40 тысяч автомобилей».

Чтобы решить эту проблему, был запущен грандиозный по своим масштабам проект «Обход Аксая», который включает в себя реконструкцию федеральной магистрали на участках 1024–1036 и 1072–1091 км, а также строительство дублера М-4 «Дон» протяжённостью 35 км, который даст возможность транзитному транспорту без пробок и затруднений следовать в южном направлении. Ожидается, что объект будет полностью введён в эксплуатацию к концу 2023 года.

Работы уже начались. С 2019 года ведётся реконструкция участка 1024 — 1036 км. По окончании работ общее количество полос движения на данном участке вырастет до шести. Ожидается, что работа будет завершена ранее запланированного срока — уже в IV квартале нынешнего года. В марте начата реконструкция на участке 1072 — 1091 км, работы выполняются в соответствии с графиком. В ноябре 2020 будет определён подрядчик по выполнению дорожных работ по строительству обхода Аксая. «Наша задача — как можно быстрее завершить строительство, чтобы отвести транспортные потоки от Ростова и Аксая. Эффект от реализации этого глобального проекта почувствуют не только автомобилисты, но и жители центра Ростовской агломерации», — говорил по этому поводу заместитель губернатора Ростовской области Виктор Вовк.

Конечно, на повестке развития транспортной системы — не только федеральные проекты: дороги, связывающие населённые пункты донского края, не менее важны. Так, весной стартовал масштабный капитальный ремонт межпоселковой трассы ст. Багаевская — х. Белянин — х. Краснодонский. Ожидается, что работы будут завершены в течение трёх лет, и уже в нынешнем году планируется отремонтировать 2,5 км дороги. Этот объект включён в программу регионального проекта «Дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Сегодня в Багаевском районе из всех автодорог, включённых в состав Ростовской агломерации, нормативным требованиям соответствуют 78,4 процента. К концу 2024 года эта цифра должна возрасти до 85 процентов. За весь срок реализации нацпроекта, до 2024 года включительно, в Багаевском районе планируется отремонтировать дороги местного значения общей протяжённостью более 10,5 километра», — отмечал Виктор Вовк.

В целом же в 2020 году на территории региона в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланированы работы на 186 объектах, из которых 84 — местного значения.

Не остаются без внимания и потребности жителей самого Ростова-на-Дону: уже ведётся реконструкция моста через ж/д пути по улице Малиновского, которую планируют завершить до 2022 года. Этот проект стоимостью 2,4 млрд рублей предусматривает как ремонт старого моста, который давно стал проблемным местом для автолюбителей города, так и строительство его дублёра. Работы по этому проекту уже идут полным ходом.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .