Лизинг уходит в ниши

743
10 минут
Лизинг уходит в ниши

Авторы: Арина Барсукова , Вера Кот

Завершение строительства объектов Олимпиады в Сочи обвалило южный рынок лизинга — в 1 полугодии он показал отрицательную динамику. Убедительного роста не ожидается и в следующем году, однако и в лизинге Юг по традиции будет выручать самая устойчивая отрасль региональной экономики — сельское хозяйство. Новыми точками роста также должны стать ЖКХ, нефтегазовая сфера и работа в рискованных кавказских республиках.

По итогам прошлого года объём рынка лизинга на Юге, по нашим расчётам, составил 55 млрд рублей. С начала года нынешнего обозначилось падение, и за 1 полугодие объём рынка равнялся примерно 24 млрд рублей (см. график 1). В этой оценке мы опирались на данные компаний-участников рэнкинга, а также оценивали деятельность тех, кто в нём не представлен. По сравнению с 1 полугодием 2012 года темпы прироста ощутимо снизились — минус 18% против 45% прироста годом ранее, когда резкий скачок был продолжением тенденции посткризисного восстановления рынка. Шагающая по стране экономическая рецессия снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что мгновенно отражается и на рынке лизинга.

Конец олимпийской стройки, помноженный на рецессию

Падение показателей, по нашим оценкам, демонстрировали в 1 полугодии более половины лизинговых компаний, работающих на юге России. В частности, уже с начала года лизингодатели отмечают снижение объёмов продаж строительной и дорожно-строительной техники. «Наблюдалась стагнация в основных отраслях экономики региона, и многие торговые организации отказывались от планов по приобретению техники в лизинг по причине отсутствия роста объёмов продаж, строительные — по причине снижения объёмов финансирования проектов, а транспортные — в связи с сокращением грузоперевозок и низкими тарифами на их услуги, — характеризует текущие тенденции в сфере лизинга в СКФО директор Северо-Кавказского регионального филиала ЗАО “Сбербанк Лизинг” Николай Кубликов. — Сейчас в регионе прослеживается умеренный рост продаж лизинга легковых, коммерческих и грузовых автомобилей. Увеличение же сделок филиала обосновывается в значительной степени ростом нашей доли на рынке Северного Кавказа».

Снижение объёмов южного рынка лизинга в первую очередь связано с окончанием активной фазы подготовки к Олимпиаде в Сочи, которая существенно поддерживала лизингодателей не один год. «Огромные масштабы и фронт работ свидетельствуют об использовании значительного парка грузовой и специальной техники, которая, ввиду отсутствия новых сопоставимых по объёмам инвестиционных проектов, может изменить рыночный расклад, — говорит о возможных последствиях завершения олимпийских строек Николай Кубликов. — На данный момент рынок достиг своего насыщения, предполагается реализация излишнего транспорта на вторичном рынке по демпинговым ценам. При этом часть своих продаж могут потерять не только дилеры техники, но и лизинговые компании. В связи с тем, что большую часть в структуре совокупного лизингового портфеля занимает грузовая и специальная техника, стоит ожидать снижения удельного веса данного сектора, в том числе рост абсолютного значения сегмента будет сильно затруднён».

Безусловно, потенциал рынка финансовой аренды на Юге далёк от исчерпания, но его дальнейшее развитие будет зависеть от стоимости привлечённых ресурсов, и чем выше она окажется, тем больше станут различаться сценарии развития у государственных и частных лизингодателей. И если к завершению олимпийского строительства добавить рецессию в экономике, то перспективы реализации потенциала рынка имеют все шансы отодвинуться в сторону светлого будущего. «Экономика региона однозначно замедляется, — уверен генеральный директор ООО “МСБ-Лизинг” Роман Трубачёв. —Спрос на инвестиции резко сократился, а новых качественных заёмщиков на рынке найти достаточно трудно. Большинство предприятий берут инвестиционную паузу либо удлиняют сроки кредитования с целью минимизации ежемесячной кредитной нагрузки из-за нестабильной ситуации в экономике. В основном все процессы связаны с внутренними структурными проблемами экономики, с отсутствием растущего спроса и высокими процентными ставками».

Тем ценнее достижения тех компаний, которые продолжили наращивать объёмы нового бизнеса — таковых, по нашей оценке, было около трети. На место лидера рэнкинга, которое традиционно занимал «Росагролизинг» (в нынешнем проекте не представлен), переместилась компания «Европлан», нарастившая объёмы бизнеса на Юге на 44%. На несколько позиций вверх поднялась компания CARCADE Лизинг (прирост — 53,8%). «Услуги автолизинга становятся всё более доступными для бизнеса по всей России, что обусловлено снижением ставок на лизинговое финансирование в результате ценового давления со стороны государственных компаний, фондирующихся за счёт дешёвых и долгосрочных денежных ресурсов, — объясняетпричину роста генеральный директор CARCADE Лизинг Алексей Смирнов. — С учётом того, что половина общего легкового автопарка в России состоит из машин возрастом более 10 лет и остро нуждается в обновлении, условия финансирования, предлагаемые нашей компанией, продолжают привлекать внимание всё большего числа клиентов».

Захромавшая дисциплина

Как известно, с ухудшением экономической конъюнктуры сразу падает и финансовая дисциплина ряда экономических агентов, которые вдруг начинают забывать вовремя платить партнёрам, а то и платить в принципе. И это уже признают некоторые игроки рынка. «Замедление развития экономики в регионе налицо, — говорит директор краснодарского филиала компании “Балтийский лизинг” Александр Демидов. —Это связано как с ситуацией в мировой экономике в целом, которая переживает непростые времена, так и с тем, что подходит к концу подготовка к Олимпиаде. Мы это чувствуем как по снижению спроса на услуги лизинга, так и по ухудшению платёжной дисциплины клиентов, выручка которых напрямую зависит от бюджетного финансирования».

Эта же проблема наблюдается в СКФО, где риски традиционно оцениваются не только лизингодателями, но и другими компаниями выше, а дисциплина контрагентов ниже, чем в ЮФО. «Клиенты нарушают свои договорные обязательства, не выплачивая в срок и в полном объёме лизинговые платежи по заключённым договорам, тем самым подвергая компанию дополнительным рискам, — характеризует положение дел в СКФО генеральный директор ОАО “МСП Лизинг” Алексей Акиндинов. — Ситуация усугубляется тем, что отдельные клиенты осознанно не платят по своим обязательствам и предпочитают действовать вне правового поля. Подобное поведение дискредитирует саму идею государственной поддержки российского бизнеса, лишая других, честных и добросовестных, субъектов малого и среднего предпринимательства Кавказа возможности получить государственную поддержку на развитие и модернизацию производства».

В то же время в поисках новых рынков всё больше игроков выходят в кавказские республики. По наблюдениямНиколая Кубликова,1 полугодие было отмечено значительным обострением конкурентной борьбы, связанным с тем, что в СКФО приходит много новых лизинговых компаний, а региональный рынок лизинга становится более насыщенным. Привлекать новых клиентов всё сложнее, поэтому требуется разрабатывать новые методы работы. Например, многие компании продолжают активно развивать сервисную составляющую бизнеса в целях повышения конкурентоспособности и постоянно разрабатывают особые предложения с ведущими поставщиками. Однако снижение требований к заёмщику может стать дополнительным фактором ухудшения финансового положения лизингодателя, как это случилось в ходе последнего кризиса.

Таблица: Рэнкинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 1 полугодия 2013 года

Все в ЖКХ, АПК и ТЭК!

Эксперты рынка отмечают, что в нынешнем году уже произошла переориентация спроса на лизинговые услуги, что выразилось в изменении веса разных отраслей в общем портфеле. Например, если в предыдущие несколько лет значительным спросом пользовались дорожно-строительная и строительная техника, то в этом году увеличился объём сделок по приобретению и передаче в лизинг производственного оборудования (см. график 2).

В связи с не внушающим оптимизма общеэкономическим фоном многие лизингодатели действительно ищут новые сегменты рынка и группы клиентов, пробуют новые направления деятельности, чтобы создать «подушку безопасности» на случай резкого падения сделок в ранее освоенных сферах. Так, некоторые компании стали большое внимание уделять развитию сегмента ЖКХ и развивают взаимодействие в этом направлении с муниципалитетами, без чего успешно расти в этой нише крайне проблематично. Например, у «Интерлизинга» самая крупная в 1 полугодии сделка была проведена именно в этом сегменте — в апреле по итогам тендера был подписан муниципальный контракт с департаментом городского хозяйства администрации Волгограда на поставку 50 троллейбусов на общую сумму в 438 млн рублей. Во многом благодаря этому контракту прирост нового бизнеса компании на Юге составил за полугодие 124%, обеспечив укрепление её позиций в рэнкинге.

Развивает поддержку региональных программ жилищно-коммунального сектора и ЗАО «Сбербанк Лизинг». В конце ноября был заключён один из его крупнейших в этом году госконтрактов по передаче в лизинг коммунальной техники на Северном Кавказе, в рамках которого владикавказскому муниципальному предприятию «Специализированный экологический сервис» будет поставлено 59 машин для уборки дорог и благоустройства города.

Ещё одна перспективная ниша, специфическая именно для Юга — обновление парка сельхозтехники. Особенно актуально это для Северного Кавказа. Например, по оценкам «Росагролизинга», парк сельхозтехники Дагестана изношен на 70%, а недостаток современных тракторов, зерно‑ и кормоуборочных комбайнов приводит к повышенным потерям урожая, поэтому для эффективного ведения сельхозпроизводства в республике необходимо обновить имеющийся резерв техники как минимум на 1067 тракторов и 95 комбайнов. В СКФО «Росагролизинг» традиционно активен, и нынешняя уборочная кампания убедительно продемонстрировала результаты работы компании в регионе. В ряде республик были собраны рекордные урожаи зерновых — руководство субъектов связывает это в первую очередь с масштабным техническим перевооружением села.

По мнению Алексея Смирнова, даже в условиях стагнации экономики аграрный профиль Юга выступит залогом развития финансовой аренды автотранспорта и спецтехники, а, кроме того, юг России — важнейший транспортный коридор с развитой сетью дорог. Поэтому в ЮФО и СКФО будет расти спрос на лизинг грузовых автомобилей. «Если рассматривать общероссийский тренд, то именно в этом сегменте лизинг становится всё более популярным, — говорит г-н Смирнов. — На фоне 17-процентного падения рынка грузовиков доля приобретённых в лизинг “большегрузов” выросла за год с 35 до 40 процентов. В сегменте лизинга легкового автотранспорта в южных регионах мы прогнозируем умеренный рост».

Наконец, ещё один перспективный сегмент для расширения лизинговых услуг — это нефтегазовая отрасль. Уже два года подряд наши исследования крупнейших компаний ЮФО показывают, что на Юге бурными темпами растут добыча, переработка и продажа углеводородов, в связи с чем работа с предприятиями этой сферы способна принести неплохие объёмы нового бизнеса и лизингодателям. Первые подтверждения этой гипотезы уже есть. Не так давно была заключена одна из крупнейших лизинговых сделок в сегменте грузового транспорта ЮФО: ЗАО «Сбербанк Лизинг» передало ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» свыше 120 грузовых седельных тягачей, а также более 30 полуприцепов-цистерн на общую стоимость контракта свыше 500 млн рублей.

Подрастут немногие

Никто из опрошенных нами экспертов в будущем году не ожидает динамичного роста по рынку в целом, в лучшем случае прогнозируя, что объёмы останутся на уровне этого года. Пессимисты предрекают рост неплатежей со стороны лизингополучателей, особенно в республиках Северного Кавказа. По мнению Алексея Анкидинова, доля просроченной задолженности в портфелях лизинговых компаний продолжит расти, а в целях минимизации рисков по сделкам компании будут ужесточать требования по дополнительному обеспечению, включая личные поручительства собственников бизнеса, залог движимого и недвижимого имущества, в дополнение к предмету лизинга, а также обеспечение, не связанное с реализацией проектов. Диверсифицировать риски по сделкам позволит обращение к региональным структурам поддержки (гарантии и поручительства региональных фондов и корпораций развития).

Впрочем, ряд участников рынка в следующем году ставят перед собой на Юге цель динамично расти. Так, ООО «МСБ-Лизинг» планирует обеспечить прирост объёмов бизнеса на уровне не менее 25% при сохранении минимального уровня просрочки и более жёстком контроле за рисками. В ставропольском филиале ООО «РЕСО-Лизинг» планируют рост на уровне 20–25%. Территориальные подразделения CARCADE в ЮФО и СКФО, как и в других федеральных округах, в 2014 году тоже намерены показать рост основных показателей. «Компания рассчитывает на рост собственного бизнеса, несмотря на прогнозируемое снижение объёмов продаж автотранспорта и общее снижение динамики роста рынка автолизинга, — говорит Алексей Смирнов. — Мы разработали пул мероприятий, реализация которых позволит нам достигнуть поставленных на следующий год целей, в том числе по предложению новых продуктов». ЗАО «Сбербанк Лизинг» также ставит перед собой амбициозные цели, главной из которых является достижение консолидированного объёма лизинговых сделок на 20% выше планового показателя этого года. По словам Николая Кубликова, региональный филиал планирует активнее работать с предприятиями и организациями Ингушетии, Чечни и Дагестана.