Шаги полковника

209
9 минут
Шаги полковника

Авторы: Николай Проценко, Маслаков Антон


Новый глава Волгоградской области Андрей Бочаров быстро продемонстрировал, что федеральный центр дал ему карт-бланш на чрезвычайные меры в этом слабо встроенном в вертикаль власти регионе. Бочарову уже удалось подключить к решению проблем области федеральное правительство и начать радикальное обновление руководящих кадров

«Мы переходим на круглосуточный режим работы. Поэтому прошу от всех мобилизации усилий», — заявил врио губернатора Волгоградской областиАндрей Бочаров в первые же дни после своего назначения. И уже подтвердил свои намерения всерьёз изменить ситуацию в одном из наиболее проблемных регионов Юга рядом управленческих решений.

Самую первую встречу после вступления в должность врио провёл с силовиками Волгоградской области, призвав их бороться с коррупцией и опираться на общественное мнение и поддержку жителей. И дело тут явно не только в том, что сам Бочаров — полковник ВДВ в отставке, а работа силового блока требует особого внимания после прошлогодних терактов в Волгограде. Пригласив силовиков к диалогу первыми, Бочаров напрямую продемонстрировал, что готов выстраивать конструктивные отношения с теми, кто давно представляет в области наиболее серьёзную политическую силу. Именно конфликтными отношениями с руководством силовых структур, в первую очередь с главой СК по Волгоградской области Михаилом Музраевым, объяснялись многие неудачи предыдущих губернаторов — Анатолия Бровко и Сергея Боженова, каждый из которых продержался у власти чуть больше двух лет.

В административной сфере Бочаров пошёл по пути ещё одного недавно назначенного врио губернатора — нынешнего главы Ставропольского края Владимира Владимирова, который первым делом упразднил должность руководителя регионального правительства. «Если я беру всю полноту ответственности за управление регионом на себя, то намерен отвечать и за принятие всех кадровых решений в правительстве Волгоградской области», — прокомментировал Бочаров своё решение совмещать должности главы региона и председателя правительства. Наиболее принципиальным кадровым назначение в областном кабмине стало возвращение на должность министра финансов Александра Дорждеева, который имеет репутацию одного из самых профессиональных специалистов по региональным финансам в России. Для Волгоградской области, давно погрязшей в разнообразных долгах, это, безусловно, сильный кадровый ход. Сообщается, что уже в ближайшие дни Дорждеев будет командирован в Москву, чтобы обсудить механизмы взаимодействия с ЛУКОЙЛом для получения дополнительных доходов в региональный бюджет.

За перестановками в исполнительной власти последовала настоящая чистка в региональном отделении «Единой России». 14 апреля волгоградский политсовет партии подал в отставку, и теперь его новый состав будет сформирован в два этапа. Сначала на конференции выберут секретарей первичных отделений от всех территорий, а выборы в политсовет пройдут после сентябрьских выборов депутатов регионального заксобрания и губернатора. Секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов квалифицировал это решение как «перезагрузку» Волгоградского отделения партии. Скорее всего, такая же перезагрузка ждёт и местное самоуправление, которое в Волгоградской области традиционно показывает низкий КПД. Первым системным шагом Андрея Бочарова в этой сфере стало появление в регионе совета глав муниципальных районов и городских округов.

Дополнительные штрихи образу прямого и решительного управленца, который готов браться за сложные вопросы и разрешать их, придало и намерение Бочарова вмешаться в судьбу ОАО «Химпром» — одного из крупнейших предприятий области, которое недавно было решено ликвидировать. После встречи врио губернатора с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым и главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым вице-премьер Аркадий Дворкович поручил создать рабочую группу по проблемам «Химпрома», которые будут решаться на федеральном уровне. Кроме того, была приостановлена приватизация одного из ведущих предприятий области ГУП «Волгофарм», намеченная в последние недели пребывания у власти Сергея Боженова с целью погашения региональных долгов.

Заявление Андрея Бочарова по ситуации на «Химпроме» даёт хорошее представление как о стиле руководства нового главы Волгоградской области, так и о степени полномочий, которые по факту предоставлены ему федеральным центром: «За последние годы здесь побывало больше 15 директоров, и всё это время предприятие планомерно загоняли в тупик. Производство фактически уничтожалось, но почему-то всех эта ситуация устраивала, её упорно не замечали ни власть, ни представители силового блока. Отсюда вывод: если они не справились с задачей, значит, больше не должны работать. А если знали и молчали, то были соучастниками и обязаны за это отвечать». По словам врио губернатора, к правовой оценке деятельности руководства предприятия подключены ФСБ, МВД и налоговые органы. В то же время Бочаров признал, что в нынешнем виде завод нормально работать не сможет, но необходимо сохранить его кадровый потенциал и использовать эту площадку для развития местной промышленности.

Сохранение предприятия не обещает быть простым делом, но, как отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв, это не только оставит четыре тысячи рабочих мест в городе, но и станет прививкой социального оптимизма для всей области. Экономика Волгоградской области действительно уже который год находится в состоянии депрессии, однако новый глава региона пока не торопится вешать всех собак на своего предшественника. «Многие сейчас хотели бы, чтобы расследование деятельности предыдущего губернатора привело к появлению у Сергея Боженова серьёзных проблем, — говорит г-н Калачёв. — Но дело-то не в нём. Боженову достался крайне сложный и конфликтный регион, где привыкли к казачьей вольнице и системе кормлений. Он просто решал волгоградские внутриэлитные конфликты не теми методами, совершал серьёзные просчёты при подборе и расстановке кадров, идя на поводу у тех или иных волгоградских кланов и советников. Он старался как мог, но не справился. Теперь надо просто перевернуть эту страницу волгоградской новейшей истории».

«Есть смысл отказаться от мундиаля»

Критическое положение в финансовой сфере, сложившееся в Волгоградской области, «Эксперту ЮГ» прокомментировал доцент Волгоградского госуниверситета Карэн Туманянц. По его мнению, для решения долговых проблем региона требуются радикальные и непопулярные меры, в частности, приватизация госимущества и повышение тарифов ЖКХ. Кроме того, явно не будет способствовать стабилизации региональных финансов подготовка к проведению в Волгограде матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Однако новые областные власти, по мнению эксперта, вряд ли пойдут на эти шаги.

Карэн Туманянц 035_expertjug17.jpg

Карэн Туманянц

— Какова, по вашей оценке, степень критичности долгов Волгоградской области по трём направлениям — госдолг регионального бюджета, долги перед энергетиками и газовиками и долги по зарплатам и соцплатежам?

— У меня нет подтверждённой информации о наличии значительных долгов по зарплате и социальным платежам со стороны бюджетных организаций. Но я знаю о невыполнении обязательств со стороны бюджета в рамках заключённых госконтрактов. В силу особенностей бюджетной отчётности размер кредиторской задолженности перед поставщиками, включая энергетиков и газовиков, официально не раскрывается. Также необходимо учитывать, что некоторые долги перед ресурсоснабжающими организациями не являются обязательствами бюджета (например, долг ОАО «Химпром» за электроэнергию). Поэтому оценить масштабы проблемы довольно сложно. Тем не менее, понятно, что полное погашение накопившейся просроченной задолженности даже в рамках календарного года приведёт к бюджетной катастрофе с остановкой финансирования, в том числе защищённых социальных статей бюджета. Госдолг региона составляет более половины годовых доходов бюджета, что в два раза превышает средний показатель по субъектам РФ без учёта Москвы, хотя есть регионы и с бо́льшим значением этого показателя.

— С чего нужно начинать новому губернатору при «расшивке» долгов?

— Начинать следует с независимого аудита всех расходов казны и чрезвычайных мер по их сокращению, а также с приватизации госимущества. Это должно позволить оплачивать текущие платежи перед поставщиками и даст возможность вести конструктивные переговоры о рассрочке погашения накопленных долгов. Среднесрочные меры предполагают реструктуризацию бюджетного сектора и ЖКХ, включая повышение цен и тарифов для потребителей. Однако предстоящие в сентябре выборы существенно осложняют реализацию этих мероприятий.

— Какие ранее не использованные возможности диалога с местным бизнесом нужно задействовать для нормализации обстановки в области?

— Не думаю, что общенациональные компании ждут от губернатора какой-то антикризисной повестки дня. Их волгоградские подразделения осуществляют своё развитие в соответствии с планами холдингов. Региональные власти вряд ли могут как-то повлиять на них, поскольку не располагают сопоставимыми ресурсами для формирования предложений на переговорах. Более целесообразным видится перенос акцента на взаимодействие с местными компаниями с формированием приоритетных направлений поддержки. Эти приоритеты и должны стать предметом диалога.

— Каковы пределы возможностей региональной власти по нормализации обстановки в регионе с точки зрения существующих межбюджетных отношений?

— Эти возможности невелики, но опыт других субъектов федерации показывает, что и от эффективности проводимой региональными властями политики многое зависит. Я бы не стал однозначно винить в нынешнем неблагоприятном положении Волгоградской области исключительно несправедливость межбюджетных отношений. По крайней мере, до сих пор местное руководство, на мой взгляд, не имело даже чёткой программы действий, не прилагало достаточно необходимых усилий и далеко не полностью использовало ресурсы оптимизации в рамках собственных полномочий. Взаимоотношения с федеральными властями можно проиллюстрировать двумя фактами. В прошлом году федеральные трансферты в волгоградский бюджет составили 16,7 процента его доходов (средний показатель по стране — 19,3 процента). Кроме нового стадиона, крупных инвестиционных объектов на территории региона, запланированных к финансированию из федерального бюджета, на данный момент нет. Очевидно, что вокруг этих двух позиций и может вестись обсуждение участия федеральных властей в стабилизации положения. Но вряд ли можно рассчитывать на реальную помощь, поскольку в настоящее время для Москвы явно приоритетны Крым и Дальний Восток.

— Стоит ли в этой ситуации отказаться от проведения матчей чемпионата мира по футболу в Волгограде, или всё же стоит дальше бороться за этот «приз»?

— Мне представляется, что Волгограду стоило бы отказаться от участия в этом проекте. Сейчас уже абсолютно понятно, что прямое федеральное финансирование будет направлено только на строительство стадиона. Местные строительные компании будут задействованы в минимальном объёме. Причём в условиях ограниченности производственных мощностей есть риск роста цен на их продукцию в период активной стадии подготовки к ЧМ. Расходы по другим направлениям подготовки к ЧМ и на последующее содержание стадиона станут фактором дополнительной дестабилизации региональных и местных финансов. Однако по политическим соображениям, скорее всего, экономические расчёты отойдут на второй план.

Беседовал Николай Проценко

  • Комментарии
Загрузка комментариев...