Бытует мнение, что эффективнее и проще иметь собственный штат ИТ-сотрудников, но это не всегда так // Коллаж: DMG
У нас есть такая национальная особенность ИТ — пытаться всё писать с нуля, — говорит Алексей Тактаров, основатель и директор компании “Юбитек”. — Такой горизонт управленческого планирования присущ всем — от крупных федеральных клиентов до мелких региональных. Если нужно что-то сделать, нужно сделать это с нуля, нанять команду программистов или посадить их в штат, и они всё сделают. При этом риски таких решений очень велики, они не учитываются, и эти системы потом разваливаются или не развиваются».
По словам Тактарова, в чём нужно ориентироваться на Запад, так это в том, что там среднему бизнесу не придёт в голову с нуля писать свой CRM или что-нибудь подобное. Стоимость владения этой инфраструктурой дорого обходится и требует содержания штата программистов. А пока даже крупные госкорпорации вместо того, чтобы поддерживать покупку готовых решений на рынке, пишут каждая свои приложения.
2022 год усугубил проблему. Произошёл отток ИТ-специалистов из страны; в результате компании-заказчики начинают терять своих специалистов и тратить большие ресурсы на поиск новых. «В итоге наблюдается две тенденции: почти все компании тратят на поддержку и развитие процессов в два-три раза больше, чем до 2020 года, и при этом превалирующую часть бюджета направляют на внешние команды, так как при любых бюджетах не удаётся собрать свой штат», — считает Вячеслав Матвиевский, управляющий директор компании Sensu by Twiga CG.
Попытаемся подробнее рассмотреть плюсы и минусы решения ИТ-задач самостоятельно и с привлечением внешнего исполнителя.
Плюсы и минусы обоих решений
«Несомненным плюсом разработки своими силами является то, что команда полностью погружена в процесс, понимает ценность решения изнутри и заинтересована в успехе проекта для своей же компании, — говорит Александр Вахитов, продакт-менеджер Syncretis. — Кроме того, эксперты в предметной области и конечные пользователи всегда рядом с разработчиками, а заказчикам ПО гораздо проще контролировать процесс разработки. Однако при самостоятельной разработке возникают дополнительные расходы на работу с персоналом и рекрутинг, внутри компании непросто найти специалистов со специфическими навыками и знанием нужного набора технологий. Кроме того, если участники команды не сработались, то могут возникнуть сложности с их дальнейшей ротацией. Внутренняя разработка предполагает обеспечение ИТ-сотрудников рабочими местами, как правило, фиксированную заработную плату и различные корпоративные льготы».
«Среди владельцев некоторых компаний бытует мнение, что эффективнее и проще иметь собственный штат ИТ-сотрудников, но это не всегда так, — поясняет Виктория Супрунова, региональный директор Южной локации Axenix. — Во-первых, содержать полноценный штат профильных ИТ-специалистов с конкурентной зарплатой и высоким уровнем экспертизы — удовольствие не из дешёвых. Большой штат специалистов, созданный с таким трудом, рано или поздно нужно будет оптимизировать, так как объём задач — величина непостоянная. Во-вторых, ограничивается потенциал для развития бизнеса. “Свой” ИТ-сотрудник, как правило, мыслит на основе имеющегося опыта, руководствуясь ранее решёнными задачами прошлых проектов. При этом компании не всегда готовы вкладываться в развитие сотрудников. В итоге их знания и умения более специализированны, чем у специалистов профильных ИТ-компаний, имеющих портфель проектов разной направленности и многогранные технологические компетенции. “Свои” сотрудники с годами начинают воспринимать работу как однообразный процесс. В такой ситуации руководству приходится придумывать и использовать дополнительные программы стимулирования и мотивации ИТ-специалистов. При этом, если посчитать суммарные затраты на штатных сотрудников, то стоимость привлечения внешних специалистов будет сопоставима или даже меньше, а уровень качества услуг ИТ-подрядчика может быть в несколько раз выше, чем у “своей” команды».
«Принимая решение делать всё самостоятельно, компании не учитывают много факторов: оптимальность выбора решения, расчёт стоимости владения, время внедрения, критическая зависимость от кадров — это понимание приходит с опытом, — рассказывает генеральный директор агентства “Вебпрактик” Александр Букуров. — Но в итоге компании приходят к оптимальной схеме сотрудничества с ИТ-индустрией: аналитикой и внедрением системы занимается опытная команда на аутсорсе, а эксплуатация и поддержка системы осуществляется внутренней ИТ-командой».
Алексей Осипов, основатель ИТ-сервиса «Погодавполе.рф», выявляет зависимость в подходе к решению ИТ-задач от масштабов компании. Малые компании используют для этих целей недорогие уже упакованные ИТ-решения на аусорсинге с лёгким входом и минимальным количеством телодвижений со стороны клиента. Средние содержат собственный небольшой штат для оцифровки регулярных оперативных бизнес-процессов и используют аутсорс для нововведений. «Для крупных базовое решение — собственный штат, а как дополнение возможен аутсорс неосновных производственных процессов, для решения которых нет смысла нанимать отдельный штат или поднимать компетенции штатных специалистов», — считает Осипов.
«Решение ИТ-задач силами сторонних компаний тоже не является панацеей, — считает Александр Вахитов. — Необходима совместимость заказчика и исполнителя по методологиям управления и работы: если заказчиком является вертикально интегрированный холдинг с административной системой управления, а аутсорсер работает по Agile, то вполне вероятно возникновение сложностей в кооперации сторон.
Необходимо особое внимание уделить оценке сроков. Если при самостоятельной разработке риск может быть нивелирован тем, что люди работают внутри компании, то у сторонней компании сроки увеличиваются из-за больших затрат по времени на коммуникацию и согласование. Нужно также внимательно отнестись к выбору технологий: аутсорсер может предложить то, что удобно ему, но это может не подходить вам. В любом случае всё отдать на аутсорс вряд ли получится».
Детали комбинированного подхода
«При выстраивании ИТ-функции компании часто целесообразен комбинированный подход, — говорит Олег Аэров, управляющий директор департамента “Технологии и системная интеграция” Axenix. — Например, наличие у заказчика собственных компетенций по критически важным направлениям и компонентам ИТ-деятельности дополняется опытом партнёра, наработаннным на проектах трансформации, развития и сопровождения».
Олег Аэров приводит несколько примеров, когда обращение к ИТ-компании может дать быстрый и долгосрочный эффект:
- Поддержка критичных для бизнеса систем. Провайдер может надёжно обеспечить диапазон обслуживания 24х7, по необходимости быстро привлекать экспертов для решения внештатных ситуаций.
- Услуги в условиях повышенного спроса, когда требуется быстро создать или увеличить количество специалистов для выполнения проектов, развития и сопровождения приложений. Провайдеру такое увеличение сделать проще, а качество команды будет выше.
- Услуги, связанные с редкими или высоко востребованными компетенциями. Провайдеру проще мотивировать специалистов и создавать такие группы — вплоть до выделенного для клиента центра компетенций.
Но, отмечают эксперты, в случае комбинирования подходов нужно внимательно разделять зоны ответственности. Как правило, складывается ситуация, когда поддержкой текущих функций занимаются штатные специалисты, а развитием, внедрениями — привлечённые, резюмирует Вячеслав Матвиевский.
«В средних и крупных российских компаниях не очень любят отдавать разработку в чужие руки, зато любят строить отделы на 50 — 500 человек, не понимая, что качество не равно количеству, — говорит Тимур Алимханов, сооснователь веб-интегратора StepUp. — Как мне кажется, за специализированными решениями стоит обращаться к профильным разработчикам. Создавать ИТ-отделы стоит только крупнейшим холдингам, которые имеют уникальные масштабы, технологии и решают конкретную бизнес-задачу, включающую поддержку и инновационную доработку систем. В остальных случаях обращение к специализированным командам должно стать нормой».
«Разработка своими силами в конечном итоге всегда обходится дороже, чем аутсорс-разработка, — считает Ринальд Садыков, генеральный директор Terabit Digital. — Но если доля зависимости бизнеса от ИТ пересекает границу в 50-60 процентов, то, конечно, нужно собирать собственную ИТ-команду внутри компании, потому что здесь появляются большие риски. Выгодно себя показывают структуры, созданные бизнесом совместно с ИТ-подрядчиком. В формате долевого участия оба заходят во внешнее юрлицо, где бизнес вкладывает деньги, а ИТ-компания — компетенции и кадры. При этом компания, для которой разрабатывают продукты, получает доступ ко всем данным и максимальную прозрачность в работе, а компания с компетенциями — некоторую процентную компенсацию к общей себестоимости разработки. Получается отличное win-win решение».
Информационная работа и облегчение первого шага
Когда речь заходит о том, как развивать практику ИТ-аутсорсинга, почти все эксперты говорят о необходимости терпеливой информационной и разъяснительной работы. В этом пункте сходятся все, но есть и дополнительные предложения. Так, по словам Алексея Осипова, стимулировать развитие ИТ-аутсорсинга можно было бы через облегчение первого шага в ИТ-решении. Для начала можно перестать выставлять заказчику счета за написание ТЗ, которое будет понятно разработчику. Но можно также практиковать пробные доступы к ИТ-решениям на длительный период — например, на сезон.
«На федеральном рынке существует несколько программ поддержки внедрения российских ИТ-разработок, — говорит Александр Букуров. — Самая масштабная сейчас — это компенсация 50 процентов за покупки отечественного ПО. На эти цели до конца 2024 года выделено до семи миллиардов рублей. В целом программа ориентирована на крупных федеральных вендоров, но региональные ИТ-компании тоже могут включиться в неё, осуществляя услуги консалтинга и внедрения».