91 99 13

Водоробусы на Юге России: транспорт будущего или несбыточная мечта?

1255
8 минут

В ближайшие пару лет специалисты ГК «ВолгаБас» решили активно заняться развитием производства водоробусов. Этот вид общественного транспорта называют более экологичным и функциональным. Однако год назад аналогичный пилотный проект КАМАЗа так и не удалось реализовать в Москве, поскольку отрасль пока «сыровата». Удастся ли все-таки запустить производство чуждых пока россиянам водоробусов, и каковы шансы южных городов стать участниками эксперимента, выяснял «Эксперт Юг».

Водоробусы на Юге России: транспорт будущего или несбыточная мечта?

ГК «ВолгаБас» будет развивать производство водоробусов. Фото: volgabus.ru
Поделиться
В рамках выставки «ПромЭнергоВолга’2023» генеральный директор компании «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин сообщил, что ГК «ВолгаБас» (входит в структуру компании) к 2025 году будет развивать не только производство электробусов, но и водоробусов, экспериментальные модели которых могут появиться на пассажирских маршрутах через три-четыре года.

«Техника на водородном топливе может быть востребована на пригородных и междугородних маршрутах. Мы считаем, что за этим определенно будущее, тем более единые шоссейно-приводные решения, как для электробусов, так и для водоробусов позволяют ускорить внедрение автобусов на водородном топливе» — отметил волгоградский бизнесмен.

Запустить свои водоробусы планировала ранее компания КАМАЗ, но пилотный проект пришлось заморозить по ряду причин.

Эксперты считают, что в России пока не удалось создать соответствующую отрасль. Поскольку не разработан системный подход, непонятно, насколько целесообразно применять такой вид общественного транспорта в тех или иных городах. К тому же, позволить себе такую «экологичную экзотику» смогут даже не все миллионники.

Что же такое водоробусы, и появятся ли они в ближайшие годы на Юге, разбирался «Эксперт Юг».

«Перед нами задача - собрать прототип водоробуса»

Как рассказали «Эксперту Юг» в ГК «ВолгаБас», автобусы на водородном топливе сегодня можно назвать эволюционным видом транспорта, появление которого обусловлено плодами научных достижений, экологической повесткой и технологическим уровнем развития промышленности.

«Мы не будем подробно останавливаться на основных методах получения водорода. Поэтому разделим их на 2 условных группы. Первая, куда входят паровая конверсия природного газа, риформинг жидких нефтепродуктов, газификация угля - это неэкологичные методы с высоким углеродным следом, сокращающие невозобновляемые природные ресурсы, — комментирует генеральный директор ООО «Волгабас Групп Дмитрий Кузьмищев. — Вторая группа - это электролиз воды, который можно считать экологически чистым. Вопрос углеродного следа стоит весьма остро. Важен не только сам вид транспорта: водородный или электрический, но и с каким эффектом для окружающей среды была получена энергия».

По словам руководителя, производство водородного автобуса не отличается от электробуса, дизельного и газомоторного автобуса, вопрос в компонентной базе и проектировании кузова с учетом топливной специфики.

«В случае с водородным автобусом устанавливаются емкости для водорода, силовая установка с топливными элементами, система охлаждения, преобразователи, аккумуляторные батареи и электродвигатель, — говорит Дмитрий Кузьмищев. — Если смотреть на водородный автобус с позиции самостоятельного производства всех компонентов, это сложно и дорого, а если интегрировать имеющиеся решения, то с нашими компетенциями в автобусостроении - это вполне посильная задача».

На сегодняшний день в группе компаний «Волгабас» идёт изучение технико-экономической возможности локального производства основных компонентов на действующих мощностях предприятия с целью углубления уровня локализации и создания «санкционно-устойчивого продукта».

Кузьмищев Волгабас.jpg
Поделиться

Дмитрий Кузьмищев уверен, автобусы на водородном топливе можно назвать эволюционным видом транспорта. Фото предоставлено экспертом

«В настоящее время перед нами стоит амбициозная задача - собрать прототип водородного автобуса с водородными ячейками собственного производства в 2024 году, — заявил гендиректор ООО «Волгабас Групп». — Сейчас мировые тренды складываются таким образом, что стоимость водородного автобуса приближается к стоимости электробуса при прочих равных параметрах техники».

Стоит добавить, что в ГК «Волгабас» есть собственный научно-инжиниринговый центр, в котором трудится много высококвалифицированных специалистов. Сейчас их деятельность связана с работой по возможной локализации части водородных компонентов: конструированием топливных элементов и мембранно-электродного блока, разработкой системы испытаний топливных ячеек, электронных аппаратных средств и устройств, а также программного обеспечения (базовое и прикладное ПО).

Водородная технология еще сырая

В августе 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития водородной энергетики. СМИ писали, что в стране создается новая отрасль. За полгода до этого президент Владимир Путин поставил задачу разработать в 2023 году модель городского автобуса на водородном топливе.

А уже в сентябре 2021 года руководство КАМАЗа представило на выставке Comtrans 2021 в Москве автобус и прототип грузовика на водородном топливе. Заместитель гендиректора компании Ирек Гумеров тогда заявил, что новый вид транспорта может стать доступным уже в 2024-2025 годах. Однако для реализации задуманного, по словам производителя, необходима господдержка и комплексный подход к развитию отрасли, поскольку эксплуатация водоробусов дорогая, а заправочная сеть пока не развита.

Представители компании, комментируя свои разработки, подчеркивали, что речь идет о более экологичном и функциональном общественном транспорте. Однако некоторые эксперты отнеслись к этой задумке скептически, так как позволить себе такие эксперименты в состоянии только Москва. Регионам, некоторые из которых лишь недавно стали приобретать небольшими партиями электробусы, о водоробусах в ближайшем будущем можно только мечтать.

Первоначально опытный образец водородного автобуса планировали в течение года испытывать в столице, но уже к концу июля 2022 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул заявил, что запуск пассажирского водоробуса в Москве пока не возможен.

водоробус КАМАз.jpg
Поделиться

Водоробусы от КАМАЗа запустить пока не удалось. Фото: kamaz.ru

«Водородная технология еще сыровата. С учетом санкционных событий, конечно, еще чуть-чуть отодвинули ее реализацию. Не в ближайшей перспективе. Пока еще технологическая платформа не дошла до такой стадии, когда водоробус можно аккумулировать на полосу», — пояснил Николай Асаул.

«Существует вопрос целесообразности применения такой техники в различных городах. Именно экономика и доступность инфраструктуры будет определять спрос, формировать цену, как в свое время лишний уровень шума и задымленность в городах дали толчок к развитию электротранспорта», — высказался на этот гендиректор ООО «Волгабас Групп Дмитрий Кузьмищев

Водоробусы актуальны, но пока остаются для Юга дорогой мечтой

Консалтер, бизнес-тренер Максим Романов отмечает, что переход на такие виды транспорта целесообразен, если это направление будет развиваться в рамках параллельного переформатирования отечественной промышленности. Иначе в условиях внешнего экономического давления может получиться так, что деньги в разработку вложили, а в итоге из-за дефицита ряда комплектующих сам проект начинает простаивать.

«Я могу привести пример. Не так давно речь шла о закупке польских трамваев для Москвы. Это был совместный проект, для реализации которого были вложены инвестиции с нашей стороны. С учетом последних событий этот проект заморозили, а вопрос вложенных инвестиций остался открытым, — рассказывает эксперт. — Чем больше комплектующих для современных видов общественного транспорта будут производить в России, тем больше шансов на успех будут иметь такие проекты».

По мнению эксперта, если говорить о специфике южных городов, то необходимо учитывать местные климатические особенности. В частности, речь идет об экстремально жарких температурах в летний период в Краснодаре, Волгограде, Ростове и других городах. Следовательно, подобный вид двигателя и питания должен позволять осуществлять соответствующий уровень кондиционирования и поддержания необходимой температуры.

«Любая инновация дорого обходится на начальных этапах. Стоит учитывать, что водоробусы, в случае начала их производства, смогут себе позволить лишь крупные города - и даже не каждый миллионник. На мой взгляд, южные города объективно не смогут приобрести себе водоробусы, если не будет федерального финансирования на эти цели. Но с точки зрения топливно-энергетической базы такие виды транспорта для Юга более актуальны, нежели для городов Сибири и Урала», — рассуждает Максим Романов.
На эту тему
Евгений Долматов: "Электрозарядные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику
Долматов2.jpg
Поделиться

Он также добавил, что в случае с водоробусами нужно понимать, насколько вообще развита сеть заправок для такого транспорта и как обстоят дела с производством необходимого количества водорода. Если по обоим моментам инфраструктура не развита, проект можно будет сразу похоронить. С такой позицией солидарны и другие специалисты. В беседе с «Экспертом Юг» они подчеркивали, что создать полноценное направление по производству водорода в России пока так и не удалось, поэтому водородные автобусы пока остаются “большой и красивой мечтой”. К слову, даже наличием электробусов пока могут похвастаться далеко не все крупные города РФ.

Однако, несмотря на скептические высказывания экспертов отрасли, в ГК «ВолгаБас» смотрят на создание водоробусов с оптимизмом.

«Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» участвует в проектах по развитию железнодорожного, морского и автомобильного транспорта на водородных топливных элементах. «Росатом» является одновременно производителем водорода и активно формирует программу организации и развития сопутствующей топливозаправочной инфраструктуры. Поэтому развитие сети водородных заправок мы оцениваем оптимистично», — озвучил позицию компании Дмитрий Кузьмищев.

На вопрос о том, смогут ли города России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в ближайшие годы позволить себе водоробусы, и где в итоге будет запущен пилотный проект, представители ГК «ВолгаБас» отвечают осторожно.

«Это вопрос экономической, экологической и инфраструктурной целесообразности, но по опыту развития рынка электробусов пилотные водоробусы будут запущены в крупных населенных пунктах и агломерациях, — пояснил гендиректор ООО «Волгабас Групп». — Что касается пилотного проекта, то мне кажется это должно произойти, скорее всего, там, где есть возможность заправки, например возле АЭС».

Холдинг «БМГ» (бренд «Volgabus») входит в ТОП-3 производителей автобусной техники в России. Компания выпускает дизельные и газомоторные автобусы различного класса и назначения, а также электробусы, машины для перевозки детей, автобусы специального назначения.

За 2022 год прибыль компании ГК «ВолгаБас» (входит в холдинг «Бакулин Моторс Групп») составила — 129,81 млн рублей, выручка за 2022 год — 19,45 млрд рублей. В 2021 году на предприятии произвели 340 автобусов, в 2022 году — уже 1215. 

0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .