100 106 14

Кризис позади: «Агрокомплекс» сделал ставку на онлайн продажи

12395
5 минут

Кризис, который разразился весной после введения режима самоизоляции, удалось преодолеть фирме «Агрокомплекс им. Ткачева». В период пандемии крупнейший на юге России агрохолдинг увеличил товарооборот с сетями, но немного просел в собственной рознице.

 Кризис позади: «Агрокомплекс» сделал ставку на онлайн продажи

Заместитель генерального директора по торговле «Агрокомплекса» Владимир Ямщиков. Фото из личного архива.
Поделиться
Эпидемия коронавируса спровоцировала сокращение спроса на потребительском рынке. В этих условиях крупнейший на юге России вертикально интегрированный агрохолдинг «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачёва перестроил каналы продаж и сумел увеличить объемы производства. Правда, в общем объеме товарооборота по итогам 2020 года доля собственной розницы может сократиться — с 23% до 20%. О том, как компания планирует поднять продажи в интервью изданию «Эксперт Юг» рассказал заместитель генерального директора по торговле «Агрокомплекса» Владимир Ямщиков.

— Вторая волна коронавируса накрыла южный регион осенью. Эксперты считают, что весной эпидемия для бизнеса была тяжелее. Как вы оцениваете последствия для бизнеса от этих волн?

— Несмотря на то, что трафик в торговой сети упал примерно на 25%, снизилась дискретность покупки (то есть, покупатели начали приходить в магазин не два раза в неделю, а один раз), средний чек вырос пропорционально, примерно на 30%. Поэтому в целом мы изменений не заметили.

В это же время стали резко расти онлайн-продажи и мы бросили все силы на их развитие: расширили географию доставки нашего интернет-магазина по Краснодару, увеличили ассортимент товара с 2,5 тысячи позиций до шести тысяч.

Новыми покупателями интернет-магазина стали более 1,5 тысячи человек. Что важно, две трети из них остались с нами и после снятия ограничительных мер.

— Как изменились продажи во втором квартале, когда был введен режим самоизоляции?
— Продажи в нашей торговой сети упали на 30%. По другим каналам — это магазины федеральных сетей и дистрибуция — никакого падения не было.


— На какую продукцию снизился спрос, а на какую, наоборот, вырос?
— Спрос вырос на «долгоиграющую» бакалейную группу — начиная от консервов и заканчивая гречкой. Видя такую тенденцию, мы сразу же нарастили производство: на Староминском консервном заводе работали в три смены по восемь часов. При этом цены мы сдерживали, не допуская серьезного повышения, и работали преимущественно на фирменную розницу.

Немного другой была структура спроса в нашем интернет-магазине: самыми популярными группами товаров оказались охлажденное мясо, цыпленок, говядина, яйца, субпродукты. Большой популярностью пользовалась молочная продукция — сметана, молоко, йогурты, кефир. В итоге за время пандемии интернет-магазин в три раза нарастил объемы продаж, не повышая цен, сохраняя качество продукции и её доставки.

— За это время удалось сохранить торговую сеть или пришлось закрыть некоторые магазины?
— Мы сохранили всю сеть: все магазины у нас рентабельные и работают в прежнем режиме. Как только начали вводить ограничения в связи с пандемией, мы снабдили всех сотрудников масками и средствами защиты, повесили экраны на кассы. Как итог – процент заражения среди продавцов был крайне низким.

Конечно, не обошлось без сложностей с логистикой: у нас работает ежедневная доставка, и для крупных магазинов это удобно, но есть небольшие, которые заказывают очень маленькие партии: пять пакетов молока, два кефира. Мы справились, но ценой больших усилий. Сейчас мы эту дискретность пытаемся менять, чтобы организовать снабжение магазинов во вторую волну пандемии.

— Сколько сотрудников в компании заболели в первую волну, сколько во вторую?
— Мы внедрили программу по ротированию продавцов из менее загруженных магазинов в более загруженные. Все торговые точки в пандемию работали. Если кто-то заболел, то на карантин отправляли весь коллектив, вызывали персонал из другого магазина, нанимали дежурных продавцов. Поэтому вышли с крайне маленьким процентом заболевших.

— Как сейчас меняется потребительский спрос? Какие изменения вы ощущаете во время второй волны?
— Сейчас есть большой спрос на кусковое мясо — говядину, свинину — гораздо выше, чем обычно. В остальном потребительский спрос остался в привычных для нас рамках, никакого ажиотажа пока не видим.

— В таких условиях вносились ли изменения в ценообразование?
— Существенных изменений в ценообразовании у нас нет. Мы планомерно поднимаем цены с учетом тенденций рынка, проводим ежемесячные акции по социальным позициям: молоку, хлебу и другим.

— Какую долю в общем объеме продаж занимает продукцию эконом-сегмента? Как она менялась в течение года?
— У нас же, в основном, собственное производство, комиссионных товаров немного, из эконом-сегмента — только «Честная марка». Сейчас мы прорабатываем большой проект по представлению в магазинах всех групп товаров — от премиального до эконом-сегмента. Чтобы ассортимент был на любой бюджет и вкус.

— Каковы прогнозы по объемам продаж по итогам этого сложного года?
— В целом по итогам года мы ждем роста объема товарооборота — до 80 млрд рублей против 76,6 млрд в прошлом году. В первую очередь, за счет увеличения оптовых продаж и реализации через сети. Что касается фирменной розницы «Агрокомплекс Выселковский», то здесь мы пока прогнозируем небольшое снижение — с 17,5 млрд рублей в прошлом год до 16,3 млрд рублей в нынешнем. Мы сейчас активно развиваем сетевое направление: заходим в федеральные сети («Магнит», «Пятёрочку»), в локальные сети, прорабатываем московское направление.

Развиваем собственную розницу и дистрибьюцию, готовим открытие новых филиалов — в Воронеже, в Волгограде. Это даст нам дополнительный прирост. То есть, сосредоточились на расширении географии и представленности. Продолжаем и ребрендинг магазинов. Мы уже перевели на новый формат 10% магазинов фирмы «Агрокомплекс» им. Ткачева.

Ранее о том, как строить стратегию бизнеса в кризис «Эксперту Юг» рассказывал технологический предприниматель и сооснователь группы компаний MEGARON в ОАЭ.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .